Ученики и помощники в великих замыслах Рафаэля Санти
Римский период творчества Рафаэля (1508-1520)
Разительно противоречие между стремлением гуманистов к идеалу и полным отсутствием гармонии в окружающей действительности. И тем не менее Рафаэль умел жить счастливо. Он был бесконечно предан своему искусству.
«...В мечтах своих,- признавался он в письме Кастильоне,- я думаю о большем.. Я желал бы воскресить чудные формы античных сооружений, и невольно берет сомнение, не будет ли это полетом Икара!»
Заваленный многочисленными заказами, Рафаэль в последние годы жизни вынужден был все больше привлекать к их исполнению своих помощников и учеников, преимущественно для декоративных работ. Целая армия помощников уже с трудом справлялась с размахом его художественных работ. Участие помощников сказывается уже в росписях третьей из ватиканских станц — станце дель Инчендио, названной так по одной из фресок — «Пожар в Борго». Хотя они и сделаны по рисункам Рафаэля, росписи эти отмечены чертами патетики и перегруженностью, что лишает их ясности и гармонии, в высокой мере присущих собственноручным работам художника. В 1517-1518 годах помощники Рафаэля расписали по его замыслу и эскизам «Галерею Психеи» в вилле Агостино Киджи (вилла Фарнезина), а в 1518-1519 годах под руководством самого мастера были расписаны ватиканские лоджии, в живописи которых широко использованы античные декоративные мотивы.
«Добрый гений его натуры» привлекал людей. «Никто более не страдает душою,- замечал Вазарй, - когда ему не верят или не понимают, высшим его наслаждением кажется это то, когда он может учить других и сам от других учиться!»
Рафаэль учится у Перуджино, Леонардо, Микеланджело... И направляет своих многочисленных помощников, которые вместе с ним создают фрески, участвуют в строительстве грандиозного собора св. Петра, в археологических раскопках Древнего Рима... Вот сколько гигантских забот взвалил на себя Рафаэль, справедливо опасавшийся участи Икара.
По мотивам открытых им древних росписей при археологических раскопках он создает замечательный декоративный ансамбль ватиканских лоджий. По эскизам художника в Брюсселе были вытканы огромные ковры, предназначенные для украшения Сикстинской капеллы.
Этот великий живописец оставил след и в скульптуре. Среди его учеников был ваятель - Лоренцо Лоренцетто. По эскизам и под руководством своего великого учителя он выполнил несколько скульптур, из которых до нас дошла только одна - «Мертвый мальчик на дельфине». В ней воплощены в мраморе рафаэлевский идеал красоты, его ритм и гармония: нет ужаса смерти, кажется, будто ребенок мирно заснул. Это единственное свидетельство вклада Рафаэля в искусство ваяния хранится в Эрмитаже.