Римский период творчества Рафаэля (1508-1520)

Мадонна дель Импанната. Мария с Младенцем, Cв. Елизаветой, Иоанном Крестителем и неизв. святой. Рафаэль. 1514 г. Флоренция, галерея Питти Ближе к концу 1508 года Рафаэль переезжает в Рим, как утверждает Вазари, по приглашению архитектора Донато Браманте, своего дальнего родственника, и вскоре художника нанимает на работу сам папа Юлий II — первая запись о выплаченных деньгах за выполненную Рафаэлем работу датируется январем 1509 года.

В свои 25 лет Рафаэль оставался художником, подающим большие надежды, известным, но еще не достигшим истинных высот. Молодой художник продолжал совершенствовать свое мастерство, быстро добиваясь все новых и новых успехов. Заказ, полученный от Юлия, стал поворотным пунктом в судьбе Рафаэля, и с этого момента карьера художника была тесно связана с именами Юлия и сменившего его Льва X. Работы, выполненные по их заказу, позволили Рафаэлю занять выдающееся положение и стать первым художником Рима.

В Риме расцвел полностью гений Рафаэля, в Риме, где в это время возникла мечта о создании могущественного государства и где развалины Колизея, триумфальные арки и статуи цезарей напоминали о величии древней империи. Исчезли юношеская робость и женственность, эпический лад восторжествовал над лирикой, и родилось мужественное, беспримерное по своему совершенству искусство Рафаэля.

«Рафаэль сознавал, - пишет Вазари, - что в анатомии он не может достичь превосходства над Микеланджело. Как человек большого рассудка, он понял, что живопись не заключается только в изображении нагого тела, что ее поле шире... Не будучи в состоянии сравняться с Микеланджело в этой области, Рафаэль постарался сравняться с ним, а может быть, и превзойти его в другой».

К тридцати годам Рафаэль становится знаменитостью, создает непревзойденные по монументальности, размаху, совершенству композиции и глубине содержания фрески, которые вошли в последствии в историю мирового искусства. Рафаэль не открывал новых миров, в отличие от Леонардо и Микеланджело он не смущал современников дерзновенностью своих исканий: он стремился к высшему синтезу, к лучезарному завершению всего, что было достигнуто до него, и этот синтез был им найден и воплощен.

В Риме Рафаэлю впервые по-настоящему открылась античность, и он, будучи уже знаменитым мастером, увлекся ею с энтузиазмом неофита. Она пробудила в нем скрытый до той поры талант ваятеля и талант зодчего. По эскизам великого художника создавали свои произведения архитекторы и скульпторы.

Фрески Рафаэля - станцы Ватикана

Фреска «Изведение Святого Апостола Петра из темницы»

Фреска «Афинская школа»

Фреска «Изгнание Илиодора»

Гобелены по эскизам Рафаэля

Фрески виллы Фарнезина, «Триумф Галатеи»

Святые и пророки

«Пророк Исайя»

«Святая Цецилия»

«Видение Иезекииля»

«Архангел Михаил поражает Люцифера»

«Мадонны чистый образец...», или Мадонны римского периода

«Мадонна Колонна»

«Мадонна дель Фолиньо»

«Мадонна в кресле»

«Мадонна в короне»

«Мадонна Альба»

«Мадонна дель Импанната»

«Сикстинская Мадонна»

Портреты зрелой поры Рафаэля

Портрет графа Бальдассаре Кастильоне, или «Кортеджиано»

Портрет Биндо Альтовити

«Дама под покрывалом», или «Донна Велата»

Портрет папы Юлия II

Портрет папы Льва Х с двумя кардиналами

Рафаэль и Браманте

Ученики и помощники в великих замыслах Рафаэля Санти

Крайний рубеж творчества

«Преображение»