Фреска Рафаэля «Изведение Святого Апостола Петра из темницы» (1514)

Римский период творчества Рафаэля (1508-1520)

Фрески Рафаэля - станцы Ватикана (1508-1514)

Освобождение Св. Петра из темницы. Рафаель. 1514. Фреска. Ватикан. Фреска Рафаэля «Изведение Святого Апостола Петра из темницы» разделена темными колоннами на 3 части. Прием, при котором в пространстве одной картины изображается сразу несколько эпизодов сюжета, называется в живописи непрерывным изображением. В центре - сцена в темнице. Сияющий Ангел касается рукой спящего Апостола, прикованного цепями к двум стражникам, которые заснули на своем посту. Чудесный сон сморил их в стоячем положении, хотя кара заснувшему часовому - смерть. Ничего не может пробудить их, ни слепящее сияние, исходящее от Ангела, ни грохот падающих на каменный пол цепей, ни шаги освободженных узников.

Левая сторона фрески изображает сцену на ступеньках тюрьмы - стражники, охранявшие двери темницы, закаленные римские воины, в панике бегут от сверхъестественного света. И хотя командир пытается остановить их, призвать к порядку и выполнению долга, грозит неминуемой страшной карой, ужас толкает их прочь от этого страшного места, забыты железная воинская дисциплина, долг перед империей...

Вправо, в противоположную от римских солдат сторону, Ангел осторожно выводит из темницы Святого Петра, мимо спящих на ступеньках стражников. Апостол Петр недоуменно, как во сне следует за Небесным Провожатым, и не может он постигнуть - явь ли то, сон ли, видение. Следуя традиции Раннего Возроджения, как и на картинах Боттичелли, Рафаэль изображает Ангела в виде молодого прекрасного юноши, в свободных одеяниях, с длиннными светлыми волнистыми волосами. От всей фигуры Посланца веет силой и мощью. Гармонично развитая мускулистая фигура Ангела в огненном ореоле выделяется среди других персонажей фрески - солдат, узников. Сияние усиливается за счет контраста с черными шероховатыми перекладинами решетки.

В фреске «Изведение апостола Петра из темницы» - торжество света над мраком могло быть воспринято как надежда на освобождение от «варваров».

Вазари писал: «Рафаэль может похвастаться тем, что в выдумке любых историй никогда никто не обладал большей находчивостью, ясностью и убедительностью, чем он.
Об этом же говорит и другая история, написанная им в том же помещении на противоположной стене и изображающая Св. Петра, который по приказанию Ирода заключен в тюрьму под охраной вооруженной стражи. Архитектура, выбранная им для этой композиции, и рассудительность в планировке тюрьмы таковы, что рядом с ним другие художники (в выполнении этого сюжета) настолько же бестолковы, насколько он прекрасен. Ведь он стремился изобразить эти события именно в той последовательности, в какой они описаны, и вместе с тем обогатить их привлекательными и значительными подробностями. В ужасной тюрьме мы видим между двумя спящими стражниками старца в железных оковах; мы видим, наконец, ослепительное сияние ангела, которое дает нам возможность различить все малейшие подробности этого помещения. Сияние отражается на воинских доспехах яркими вспышками, переданными настолько живо, что блики, мерцающие на полированной стали, кажутся куда более правдоподобными, чем это доступно передать живописи.
Римские воины. Фрагмент фрески Освобождение Св. Петра из темницы. Рафаэль. Фреска. Ватикан. Не менее искусства и таланта проявлено художником в той сцене, где Св. Петр, освобожденный от своих цепей, выходит из тюрьмы в сопровождении ангела и где по лицу его видно, что он находится скорее во сне, чем наяву, а также и в той, где показаны страх и смятение других воинов, находящихся за пределами темницы и услыхавших лязг железной двери, и где один из часовых будит остальных, держа факел, которым он им светит и пламя которого отражается на всех доспехах, а там, куда не проникает свет факела, его заменяет луч лунного света. А так как история эта изображена Рафаэлем над окном, вся стена оказывается более темной, поскольку свет ослепляет зрителя, смотрящего на фреску. Естественный же свет, падающий из окна, настолько удачно спорит с изображенными ночными источниками света, что кажется, будто ты в самом деле видишь на фоне ночного мрака и дымящееся пламя факела, и сияние ангела, переданные столь натурально и столь правдиво, что никогда не скажешь, что это просто живопись, - такова убедительность, с какой художник воплотил труднейший замысел. Ведь на доспехах можно различить и собственные, и падающие тени, и отражения, и дымный жар пламени, выделяющиеся на фоне такой глубокой тени, что можно поистине считать Рафаэля учителем всех остальных художников, достигшим в изображении ночи такого сходства, которого живопись дотоле никогда не достигала»
.

На небе, изображенном в левом углу картины, Рафаэль рисует облака, частично закрывающие Луну. Это было одним из первых реалистических изображений ночного пейзажа в итальянской живописи.

Слева изображен офицер с факелом, распекающий уснувшего солдата, которому было поручено охранять темницу. Превосходно переданы отблески огня на металлических частях оружия.

Очень подходящим для папы Юлия был и сюжет об освобождении Апостола Петра из темницы, поскольку папа с особой любовью и привязанностью относился к Сан-Пьетро ин Винколи (Святой Петр в цепях), римской церкви, в которой хранились те самые цепи, в которые был закован апостол Петр во время пребывания в темнице. В этой же церкви спустя 30 лет после смерти папы Юлия II была воздвигнута его гробница, созданная Микеланджело.

История чудесного освобождения апостола Петра из темницы ангелом подробно изложена в «Деяниях Апостолов».