Алтарь «Короновании Блаженного Николая Толентинского, победителя Сатаны», или ангелы Рафаэля Санти (1500-1501)

Ранние картины Рафаэля (до 1504)

Ангел. Фрагмент алтаря Коронование Блаженного Николая Толентинского, победителя Сатаны. Рафаэль. 1500-1501 гг. Дерево. Пинакотека Брешиа 10 декабря 1500 года семнадцатилетний Рафаэль заключил контракт на выполнение алтарного образа - первой достоверно документированной работой Рафаэля. В этом контракте он впервые назван «magister» - «магистр Рафаэль Иоганнис Сантис из Урбино». Речь шла о «Короновании Блаженного Николая Толентинского, победителя Сатаны», заказанном Андреа Барончи для домашней капеллы в церкви Сант-Агостино в Читта де Кастелло, городке, расположенном между Урбино и Перуджей. По контракту Санцио помогал его старший товарищ Эванджелиста Пьян ди Мелето. Этот образ был завершен в сентябре 1501 г.

Из всей картины, пострадавшей от землетрясения 1789 года, сохранилось только, четыре фрагмента: «Дева Мария» и «Всевышний» в Неаполе (Каподимонте) и два «Ангела» в Лувре и в Бреше. Два сохранившихся фрагмента ангелов, однако, уже показывают способность Рафаэля отобразить психологические состояния изображаемых фигур. По контрасту с другим ангелом, «Ангел», хранящийся в Бреше, кажется намного более нежным. В самом моделировании особенностей присутствует мягкость света и тени, которые гармонично выявляют содержание сущности ангела. Рафаэль использовал новый прием в живописи Умбрии, подчеркивя контраст между этими двумя фигурами ангелов, передал широкий диапазон психологических тонкостей.