Ранние портреты Рафаэля

Портрет молодого человека (портрет Пьетро Бембо). Рафаэль. Ок. 1504. Будапешт. Венгерский музей истории искусств. Рафаэль считается художником женственной и небесной стихии, которому «звуков небес заменить не могли… скучные песни земли». И это верно до известной степени. Только неправильно было бы думать, что причина этому - его незнание или непонимание жизни и людей. Лучшее доказательство этому - его портреты. Этот художник Мадонн был блистательным портретистом, причем в эпоху, когда, «скульптурный или живописный портрет говорил людям больше, чем самая лучшая биография». Рафаэль исполнил много портретов, мужских и женских, в них хорошо виден уровень его мастерства последних лет, которые ставят его в один ряд с Леонардо да Винчи по тонкости передачи образа человека.

Портреты Рафаэля составляют самостоятельную и законченную область творчества художника. Профессор Борис Робертович Виппер дал такое определение Рафаэлю – портретисту: «Рафаэль был замечательным портретистом, одним из самых великих портретистов во всей истории европейской живописи».

Портреты Рафаэля хронологически разбиваются на две группы: ранние портреты, написанные до отъезда в Рим, преимущественно во Флоренции и под воздействием живописи Леонардо да Винчи, и портреты зрелой поры творчества, написанные в Риме с 1508 по 1520 год.

Изучение портретов Рафаэля имеет свое самостоятельное значение потому, что в этой области творчества наиболее ощутимо видны реалистические основы всего его искусства, которые составляют ценность и привлекательность его картин.

К ранним портретам Рафаэля относятся работы, созданные до 1508 года – времени появления художника в Риме и начала работ над фресками «Станца делла Сеньятура» в Ватиканском дворце при папе Юлии II. В ранний период Рафаэль работает в родном Урбино, а окончательно его талант раскрывается, формируется и мужает во Флоренции.

Портреты, написанные до приезда во Флоренцию (до 1504 г.)

Портрет мужчины (ок. 1502, Галерея Боргозе, Рим)

Портрет молодого человека (портрет Пьетро Бембо) (ок. 1504, Венгерский музей истории искусств, Будапешт)

Портрет Элизабет Гонзаго (ок. 1503, галерея Уффици, Флоренция)

Портреты, написанные во Флоренции

Портрет беременной женщины, или «Донна Гравида» (1505-1506, галерея Питти, Флоренция)

Портрет дамы с единорогом (ок. 1505-1506, галерея Боргезе, Рим)

Автопортрет Рафаэля (1506, галерея Уффици, Флоренция)

Портреты Аньоло и Маддалены Дони (1506, галерея Питти, Флоренция)

Женский портрет «Немая» (1507-1508, Национальная галерея Марке, Урбино)

Портрет молодого человека с яблоком (Франческо Мария делла Ровере) (1505, галерея Уффици, Флоренция)

Портрет Гвидобальдо да Монтефельтро (1505-1508, галерея Уффици, Флоренция).

В основе всего портретного искусства Рафаэля с самых первых работ лежит огромный труд рисовальщика. Художник много рисует, особенно с натуры, постоянно исследуя и совершенствуя свое мастерство.

В рисунках Рафаэля всегда твердо чувствуется контур, охватывающий всю форму, и уже внутри его идет проработка деталей и моделировка объемов. Это свойство его рисунков явится и свойством его портретов, где контур основных объемов будет ясен и четок и, в отличие от Леонардо, не будет поглощаться «сфумато».

Рафаэль считал сходство непременным условием для портретного изображения. Этим Рафаэль обладал в полной мере. Уже первые портреты подтвердили это первоначальное и непременное качество художника – портретиста.

В своих портретах Рафаэль стремится в конкретном облике каждой модели показать человека таким, каким он должен быть при полном развитии своих физических и духовных. Идеальный тип человека, воспетый в «Кортеджиано» Бальдассаре Кастильоне и вознесенный гением Рафаэля до истинного совершенства, нашел в нем свое наиболее цельное, законченное олицетворение. В его портретах привлекает благородство идеала человека, воплощенного в конкретном, узнаваемом облике людей эпохи Возрождения.