Картины Рафаэля «Святое Семейство»
Первый флорентийский период (1504-1508)
Кроме Мадонны с Младенцем, в изображени которых Рафаэль достиг высочайшей выразительности и глубины, он прибегал и к другой теме, пользовавшаяся спросом во флорентийских дворцах, - Святое Семейство. Этому сюжету в ранний, флотентийский период были посвящены несколько картин, наиболее известны среди них:
«Святое Семейство под пальмой» (1506, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург),
«Святое Семейство с агнцем» (1507, галерея Прадо, Мадрид), - почти доскональное воплощение этюдов Леонардо,
«Святое Семейство Каниджани, или Святое семейство со Св. Елизаветой и Иоанном Крестителем» (1507-1508, Старая пинакотека, Мюнхен), выполненное для Доменико Каниджани, зятя Лоренцо Нази,
«Мадонна с безбородым Иосифом» (1506, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
«Написал он также для Доменико Каниджани картину, изображающую Богоматерь с Младенцем Христом, улыбающимся маленькому Св. Иоанну Крестителю, которого ему подносит Св. Елизавета, с большой живостью и непосредственностью обратившая свои взоры на св. Иосифа. Он же, опершись на жезл обеими руками, склонил голову над старицей, как бы Дивясь и восхваляя всемогущего Господа, подарившего уже престарелой женщине столь юного сына. И все словно онемели при виде того, с какой рассудительностью для столь нежного возраста они друг друга приветствуют и с какой почтительностью это делает один из них. Уже не говоря о том, что каждый оттенок цвета в головах, руках и ногах этих фигур кажется скорее мазком, состоящим из живой плоти, чем краской, наложенной мастером, занимающимся этим искусством. Эта знаменитейшая картина находится ныне у наследников означенного Доменико Каниджани, которые ценят ее так, как этого заслуживает творение Рафаэля Урбинского» (Вазари).
В композициях из нескольких фигур, как Мадонн с Младенцем и маленьким Иоанном Крестителем, так и Святого Семейства, зачастую прибегал к пирамидальной схеме Леонардо.