Картина Рафаэля «Святое Семейство, или Мадонна с безбородым Иосифом» (1506)

Первый флорентийский период Рафаэля (1504-1508)

Святое семейство, или Мадонна с безбородым Иосифом. Рафаэль. 1506 г. Холст, переведена с дерева, темпера, масло. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Картина Рафаэля «Святое Семейство, или Мадонна с безбородым Иосифом» (1506), хранящаяся в Эрмитаже, относится к раннему, флорентинскому, периоду творчества художника. Иосиф, Мария и Младенец образуют удивительно простую, естественную группу.

Религиозный оттенок настроения, еще не чуждый «Мадонне Конестабиле» (1504), уступает место чисто человеческому чувству.

Изображая Марию, Младенца Христа и Св. Иосифа, Рафаэль очищает свои образы от всего будничного, отбрасывает случайные черты и бытовые детали, возводя их на пьедестал совершенства. Текучие и плавные линии контуров, перекличка цветовых пятен, продуманное расположение фигур рождают в картине чувство гармонии, величия и простоты, присущее произведениям Рафаэля. Художник отступает от традиционной иконографии Иосифа, изображая его без бороды, - отсюда второе название картины.

Перед нами идиллическая сцена семейного быта. Минута тихого молчания, невыразимо поэтичных внутренних переживаний. Эти чувства так идеально чисты, так поэтично выражают святую теплоту материнства, что если Мадонна Рафаэля теперь уже нельзя молиться, то все же в этих светлых образах вдыхаешь настроение божественной чистоты и светлого мира.

В «Мадонне с безбородым Иосифом» фигуры заполняют почти всю поверхность картины и как бы развернуты в плоскости рельефа. Голова младенца в центре композиции. Ясно выступает схема треугольника в образах Мадонны и младенца. Пластичность форм, контрасты линий, их наклонов живо чувствуются рядом с вертикалями пилястров и посохом Иосифа.

Его фигура прекрасно завершает группу, приводя ее в согласие с прямоугольной формою картины и выдвигая ее главные образы. Округлые линии голов, плечей и ореолов находят свой последний гармонический отклик в ритмическом изгибе арки над светлым пейзажем. Так внутреннему выражению мира, ясного покоя отвечает в сочетании всех форм и линий и светлая воздушность ландшафта. Как тонко продумано и взвешено в творческой работе каждая черта этой просветленной видимости!

Уже в самых ранних произведениях Рафаэля очевидны неповторимо индивидуальные черты. Молодой художник стремится к жизненной конкретности. В наибольшей степени это относится к образу старого Иосифа, который традиционно изображался с большой бородой, подчеркивавшей его возраст. Рафаэль изобразил старика безбородым. Эта деталь оказалась настолько характерной, что картина Рафаэля получила название «Мадонна с безбородым Иосифом». Менее ярко, но вполне определенно индивидуализированы Мария и Младенец Иисус.

Фигуру Младенца художник дает в сложном развороте, в чем несомненно сказывается влияние Леонардо. Но в то же время Рафаэль стремится к величайшей простоте и гармоничности изображения. Три фигуры художник объединяет в непринужденную, но неразрывно связанную группу. Композиция картины построена на повторяющихся и перекликающихся мотивах круга и полукруглой арки.

Этот прием придает композиции удивительную музыкальность, целостность и устойчивость. Ничем не нарушаемое спокойствие, хотя и овеянное легкой грустью, господствует в картине. Еле уловимая печать растворяется в светлых, нежных цветовых созвучиях. Рафаэль достигает здесь такой колористической тонкости, которая не всегда удавалась ему в более поздних произведениях.

Александр Сергеевич Пушкин написал элегию «Возрождение», вдохновленный «Мадонной с безбородым Иосифом», выставленной в Эрмитаже после реставрации, вернувшей подлинное письмо Рафаэля.

Возрождение

А.С. Пушкин

Художник-варвар кистью сонной
Картину гения чернит
И свой рисунок беззаконный
Над ней бессмысленно чертит.

Но краски чуждые, с летами,
Спадают ветхой чешуей;
Созданье гения пред нами
Выходит с прежней красотой.

Так исчезают заблужденья
С измученной души моей,
И возникают в ней виденья
Первоначальных, чистых дней.