Алтарный образ «Распятие Христа», или «Мондское Распятие», Рафаэль (1502-1503)
Ранние картины Рафаэля (до 1504)
Картина «Распятие» (1503. Лондон, Национальная галерея) - одна из выдающихся ранних работ Рафаэля, привлекшая к талантливому юноше внимание богатых покровителей и заказчиков.
«От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он. И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух» Евангелие от Матфея 27:45-50.
Характер изображения на картине «Распятие» далек от драматизма, скорее лирические и одухотворенный.
Распятого окружают грациозные ангелы, собирающие в чаши капли драгоценной Крови Спасителя. Они касаются кончиками пальцев легких облачков, легко паря над землей. Длинные ленты их поясов закручиваются, завитки заполняют пространство между крестом и фигурами ангелов, подчеркивая их сопричастность к распятию.
Все лица на картине дышат покоем и умиротворением. Коленопреклоненные фигуры старца и Марии Магдалины у подножия креста значительно крупнее ангелов. Их лица обращены к страдающему Христу с надеждой и ожиданием. Они образуют единую композиционную группу с фигурой Христа, это подчеркнуто близким цветовым решенем, а также сходными размерами изображенных фигур. Этим приемом художник стремится подчеркнуть человеческую природу Спасителя.
Две женщины по сторонам от креста - с печальными и отрешенными лицами. Слева, скорее всего, в темном одеянии изображена скорбящая Мария.
Линия горизонта, пейзаж на заднем плане, разделяют картину на две части - земную и небесную. Над крестом симметрично расположены, на фоне облаков, солнце и луна, с человеческими ликами, вглядывающиеся в зрителя.
Вазари пишет, что если бы «Распятие» не было подписано Рафаэлем, его вполне можно было приписать кисти Перуджино. Фон картины словно представляет собой подход к Флоренции со стороны Умбрии - важное свидетельство того, что Рафаэль в молодости побывал в столице Тосканы.
В картинах Рафаэля той эпохи легко проследить целые группы, заимствованные у старшего мастера. В раннем «Распятии» Рафаэля могое повторяет картину с тем же сюжетом у Перуджино в церкви Св. Августина в Cиeнe.