Фрески Рафаэля на вилле Фарнезина. «Триумф Галатеи» (1511-1514)
Римский период творчества Рафаэля (1508-1520)
Роспись Ватиканских фесок принесла Рафаэлю большой успех. В 1511 г Рафаэль начинает работу на вилле Фарнезина для для римского банкира и мецената Агостино Киджи, одного из богатейших людей своего времени (сейчас эта постройка называется виллой Фарнезина в честь семьи Фарнезе, купившей ее в 1579 году.) К украшению виллы были привлечены различные художники, в том числе Балдассаре Перуцци (который был также архитектором) и Себастьяно дель Пьомбо. Многие работы по проектам Рафаэля выполнялись его учениками, однако «Галатею» он написал собственноручно.
Эта фреска была частью серии мифологических сцен, которые Рафаэль предполагал использовать для украшения лоджии и которые так никогда и не были написаны. От этих фресок отказались, по всей видимости, после катастрофического паводка, случившегося на реке Тибр в 1514 году. В результате наводнения все стены виллы отсырели, и стало ясно, что расписывать их фресками лишено смысла, поскольку влага непременно разрушит краски.
Фреска «Триумф Галатеи» проникнута духом античной классики с ее культом чувственной красоты. Художник использовал обработку флорентийским поэтом Анджело Полициано античного мифа о прекрасной нимфе, отвергнувшей любовь великана Полифема.
Согласно мифу Галатея была прекрасной морской нимфой. Она полюбила прекрасного юношу по имени Ацис, но в это время к Галатее воспылал страстью одноглазый гигант Полифем. Когда он увидел влюбленных наедине, то метнул огромную скалу и убил ею Ациса. В своей фреске Рафаэль отходит от точного изложения сюжета и рисует сцену, известную как «Похищение Галатеи».
Окруженная тритонами, нереидами и парящими в воздухе амурами, Галатея мчится по волнам, стоя на раковине, увлекаемой двумя дельфинами. Художнику удалось передать стремительность движения и вместе с тем создать впечатление безупречного равновесия и гармония, вызвавшее всеобщее восхищение.
Колесница Галатеи состоит из гигантских раковин. Они похожи на те раковины, из которых рождается Венера на знаменитом полотне Боттичелли. Правда, свою повозку Рафаэль снабдил еще миниатюрными колесами с лопастями. Слева изображен мощный Тритон (получеловек-полурыба), который бесцеремонно хватает морскую нимфу. Позади него, верхом на лошади, сидит еще один Тритон, трубящий, как в рог, в морскую раковину. Справа расположены три фигуры, в которых сочетаются черты людей, лошадей и рыб. Рафаэль создавал свою фреску по поэме, написанной в XV веке поэтом Полициано, однако позволял себе вольности в некоторых деталях.Два дельфина, везущих колесницу Галатеи, выглядят очень свирепыми созданиями. Вероятнее всего, Рафаэль никогда не видел живого дельфина.
Известный писатель-гуманист, друг Рафаэля Бальдассаре Кастильоне прислал ему восторженное письмо, восхваляя красоту созданного им образа Галатеи. В ответ Рафаэль писал: «Что до Галатеи, то я почел бы себя великим мастером, если бы в ней была хоть половина тех великих вещей, о которых Ваша милость мне пишет. Но в словах Ваших я узнаю любовь, которую Вы ко мне питаете. И я скажу Вам, что для того, чтобы написать красавицу, мне надо видеть много красавиц; при условии, что Ваша милость будет находиться со мной, чтобы сделать выбор наилучшей. Но ввиду недостатка как в хороших судьях, так и в красивых женщинах, я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на мысль. Имеет ли она в себе какое-либо совершенство искусства, я не знаю, но очень стараюсь его достигнуть».
Такой творческий метод художника был характерен для всего искусства Высокого Возрождения. Исходя из реальности, Рафаэль вместе с тем стремится поднять образ над обыденностью и приблизить его к идеалу.
В последние годы недолгой жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что привлекал к росписи некоторых фресок лоджии Психеи виллы Фарнезины (1517-1518) и лоджий Ватикана своим помощникам и ученикам (Джулио Романо, Дж. Ф. Пенни, Перино дель Вага и др.), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами; в этих произведениях отчетливо проявляется тяготение к маньеризму.
Фреска, по-видимому, привела Киджи в восхищение, ибо он снова обратился к Рафаэлю с просьбой расписать дарованные ему другом Юлием II капеллы в двух римских церквах, построенных при его дяде, Сиксте IV, - Санта Мария дель Пополо и Санта Мария делла Паче.