Картины Рафаэля, созданные в городах Умбрии (1505-1508)

С 1504 г Рафаэль жил во Флоренции, но при этом постоянно бывал в других городах Умбрии, и, заключая в 1505 году контракт на картину для Монтелюче, заявляет, что его можно найти в Перудже, Ассизи, Губбио, Риме, Сиене, Флоренции, Урбино и Венеции.

Особенно прочными остаются узы, издавна связывавшие художника с Перуджей (где опорой ему была мастерская Перуджино или кого-нибудь из собратьев по учению) и Урбино, где, возможно, еще не закрылась отцовская мастерская.

Судя по документам, в 1505 году он дважды приезжал в Перуджу и, вероятно, тогда были написана картина «Алтарь Ансидеи» - для капеллы Ансидеи в Сан Фьоренцо деи Сервити, а также картина «Мадонна с безбородым Иосифом» (1506, Эрмитаж). Возможно, и алтарный образ, созданный по заказу монастыря Сант-Антонио «Пала Колонна», был закончен в то время, когда Рафаэль уже переехал во Флоренцию, но продолжал посещать Перуджу.

«Мадонна Ансидеи» была написана двадцатидвухлетним мастером в Перудже, только что возвратившимся из Флоренции. Вероятно, из желания угодить покровительствовавшему ему семейству Ансидеи, он написал это произведение сколее в манере Перуджино. Картина была приобретена Лондонской Национальной галереей в 1885 г. у герцога Мальборо за 70 000 фунтов.

«После этих работ Рафаэль, уладив свои дела, вернулся снова в Перуджу, где он написал в церкви братьев сервитов на доске, находящейся в капелле семейства Ансидеи, Св. Иоанна Крестителя и Св. Николая, а в Сан Северо, небольшом монастыре камальдульского ордена в том же городе, а именно в капелле Богоматери, он выполнил фреской Христа во славе и Бога-Отца в окружении ангелов и шести сидящих святых по три с каждой стороны: Св. Бенедикта, Св. Ромуальда, Св. Лаврентия, Св. Иеронима, Св. Мавра и Св. Плацидия. Произведение это, почитавшееся в то время прекрасным образцом фресковой живописи, Рафаэль подписал своим именем большими и очень хорошо видными буквами» (Вазари).

В 1507 году художник снова посещает умбрийскую столицу, чтобы написать «Алтпрь Бальони» («Снятие с креста», или «Положение во гроб») - алтарный образ для церкви Сан Франческо аль Прато. Семейство Бальони было злейшим политическим врагом другого Одди, для которых ранее Рафаэль написал алтарный образ «Коронование Богоматери».

Вазари пишет:

«Не умолчу я и о том, что к тому времени стало очевидным, насколько Рафаэль, побывав во Флоренции и повидав многие произведения искусства, в том числе произведения выдающихся мастеров, изменил и украсил свою манеру, которая отныне уже ничего не имела общего с его прежней манерой, словно и та и другая были делом разных рук, в большей или меньшей степени, но все же превосходно владеющих живописью.
Еще до отъезда Рафаэля из Перуджи госпожа Аталанта Бальони попросила его, не согласится ли он написать образ для ее капеллы в церкви Сан Франческо. Не будучи в состоянии оказать ей в то время эту услугу, он обещал ей, однако, что тотчас по возвращении из Флоренции, куда он вынужден был отправиться по своим делам, он не преминет исполнить ее просьбу,
И вот, пробыв во Флоренции, где он с невероятным усердием предался изучению искусства, он сделал картон для означенной капеллы с твердым намерением при первой же возможности вернуться в Перуджу, чтобы на месте использовать его в работе...
Рафаэль был снова вызван в Перуджу, где он в первую очередь закончил в церкви Сан Франческе работу для упомянутой выше госпожи Аталанты Бальони, картон для которой был им, как уже говорилось, заготовлен еще во Флоренции. В этой божественнейшей картине усопший Христос, которого вносят в усыпальницу, выполнен так свежо и с такой любовью, что, глядя на него, кажется, что он только что написан. Создавая это произведение, Рафаэль представлял себе свое горе, испытываемое самыми близкими и любящими родственниками при погребении самого дорогого для них человека, в котором поистине заключены и благо, и честь, и опора всей семьи. Видны на картине и Богоматерь, лишившаяся чувств, и полные грации фигуры и плачущие лица всех остальных, в особенности же лицо св. Иоанна, который, скрестив руки, склоняет голову с видом, способным потрясти даже самого черствого человека и вызвать в нем сострадание. И действительно, всякий, кто примет во внимание все умение, любовь, искусство и грацию, вложенные в это произведение, имеет полное основание считать его чудом, ибо оно поражает любого зрителя выразительностью фигур, красотой их одежд и, вообще говоря, особой добротностью каждой части.»

«Положение во гроб» находится теперь в римской галерее Боргезе; пределла с монохромными богословскими добродетелями Вера и Надежда в Ватиканской пинакотеке; «Бог-Отец с херувимами», выполненный помощниками Рафаэля, - в Пинакотеке Перуджи. Вся работа подписная и датирована 1507 г.

Может быть, тогда же Рафаэль начал работать над фреской «Троица» для церкви Сан Северо, законченной Перуджино в 1521 году.

Алтарь семейства Ансидеи. Фрагмент. Рафаэль. Алтарь семейства Бальони. Снятие с креста. Рафаэль.
Слева: Алтарь капеллы Ансидеи, или Мария с Младенцем, с Иоанном Крестителем и Св. Николаем. Фрагмент. Рафаэль. 1505. Лондон, Национальная галерея.
Справа: Алтарь семейства Бальони. Снятие с креста. Рафаэль. 1507. Рим, галерея Боргезе.