Картины Рафаэля «Портрет дамы с единорогом» (ок. 1505-1506)

Первый флорентийский период Рафаэля (1504-1508)

Ранние портреты Рафаэля

Портрет дамы с единорогом. Рафаэль. 1505-1506 гг. Рим, галерея Боргезе. Портрет дамы с единорогом работы Рафаэля (ок. 1505-1506, Рим, галерея Боргезе) числился в музейном каталоге XVIII века как «Святая Екатерина»; в самом деле: руки женщины были сложены иначе, плечи покрывал плащ, здесь же были разбитое колесо и пальмовая ветвь — эмблемы мученичества святой. Во время реставрации в 1935 году под рентгеновскими лучами выяснилось, что эти элементы были приписаны другой рукой, когда же верхний слой сняли, картина предстала в первозданном, мирском виде.

Единорог - мифическое животное, обычно символизирует целомудрие. Как правило его представляли в виде грациозной лошади с острым рогом на голове. На Рафаэлевской картине он похож на ягненка с витым тонким, очень острым на вид, рогом во лбу.

Фасон платья, его цветовое решение, тщательно прорисованные украшения тщательно, эти детали напоминают портрет Маддалены Дони и портрет беременной женщины.

Художник придал лицу молодой женщины выражение невинности, кротости, серьезности - непропорционально маленький рот, плотно сжатые губы, большие глаза говорят о скрытом, неразговорчивом, созерцательном характере. Серьезное выражение лица контрастирует с ветреными завитками светлых волос, обрамляющими миловидное юное лицо девушки.

Ранее авторство приписывали Перуджино, Ридольфо Гирландайо, Граначчи, после тщательной очистки от верхних слоев в 1928 г., был обнаружен портрет неизвестной юной дамы, которую специалисты определили как работу Рафаэля первого флорентийского периода, когда он увлекался фоновыми пейзажами в стиле Леонардо, но не туманный, а ясный, что характерно для работ Рафаэля. В картине также прослеживается влияние на стиль письма Пьеро Делла Франческа и Перуджино.