Картина Рафаэля «Портрет папы Юлия II» (1511-1512)
Римский период творчества Рафаэля (1508-1520)
Портреты зрелой поры Рафаэля
Рафаэль был в чести у пап. Поговаривали даже, что один из них собирался одарить его кардинальской шапкой. Но художник болезненно чувствовал свою зависимость: «...что значит не иметь свободы и служить господину».
Микеланджело хотел изобразить папу Юлия II с книгой или крестом. «Нужен меч», - недовольно сказал папа. Три из величайших мастеров Высокого Возрождения работали на него - архитектор Браманте, скульптор и художник Микеланджело и художник Рафаэль.
Рафаэль предстает острым наблюдателем человеческого характера в портретах папы Юлия II и папы Льва X с кардиналами (1511-1512). На одном из портретов Рафаэля папа Юлий II - это старик, поражающий кроткой задумчивостью. Зато на втором - тот самый, нуждающийся в мече, - жесткий, презирающий, один из властителей, терзавших лоскутно-княжескую Италию. Заговоры, убийства, войны... Мы знаем его лучше, чем многих других выдающихся первосвященников и правителей. Знаем его суровое и властное лицо, ясно видим этого старика с крутым лбом, плотно сжатыми губами и белой бородой. Ибо таким, восседающим в глубоком раздумье, запечатлел его Рафаэль в портрете, про который было сказано, что это сама история папства в его типическом облике. Юлий II умер в 1513 г, вскоре после окончания работы над портретом.
Рафаэль изобразил папу Юлия II на портрете облаченным в пурпурную мантию и белый стихарь, с тиарой на голове. Хотя папа предстает на портрете в преклонном возрасте, но в нем ощущается несгибаемая сила. Правая рука с неожиданной силой сжимает подлокотник кресла, на спинке которого вырезаны столбики в виде желудя, как на гербе понтифика. Символы папской власти - тиара и ключи - вытканы на зеленых занавесях на заднем плане.
В знак траура по утрате города Болонья в 1511 г. понтифик отпустил бороду, которую сбрил в 1512 г., этот элемент позволил определить время написания портрета.
В галерее Уффици и Лондонской Национальной галерее хранятся практически идентичные портреты, долгое время длились споры, какой из них принадлежал кисти Рафаэля, а какой был копией, выполненной в мастерской художника под его руководством. Согласно результатам последних исследований, оригинальным была признана картина, хранящаяся в Лондоне. Аналогичную картину, хранящуюся во дворце Питти, полагают работой Тициана, копией с портрета кисти Рафаэля.
Вазари пишет: «... пользуясь уже величайшей известностью, он написал маслом портрет папы Юлия, настолько живой и похожий, что при одном виде портрета люди трепетали, как при живом папе. Вещь эта находится ныне в Санта Мариа дель Пополо...»