Картина Рафаэля «Портрет графа Бальдассаре Кастильоне, или Кортеджиано» (1515)
Римский период творчества Рафаэля (1508-1520)
Портреты зрелой поры Рафаэля
Самый известный портрет Рафаэля – портрет Бальдассаре Кастильоне (1515, Лувр, Париж), его давнего покровителя и друга. С 1661 года он находится в коллекции Лувра и сейчас занимает одно из самых видных мест в музее. Он расположен в одном из центральных залов и висит напротив «Моны Лизы» Леонардо да Винчи. «Шедевр Рафаэля – луврский портрет графа Кастильоне, - пишет Алпатов – После мучительной загадочности Джоконды глаз отдыхает перед портретом Рафаэля, открытым взору каждого и вместе с тем возвышенно прекрасным».
Бальдассарре Кастильоне был автором знаменитого трактата «Кортеджиано» («Придворный») и близким другом Рафаэля. Граф Бальдассаре Кастильоне – дипломат, философ, поэт. Его образ отличался среди многих ярких деятелей итальянского Возрождения не своими желаниями, необузданными страстями, гениальными способностями, а цельностью и гармоничной уравновешенностью характера, согласием между собственным пониманием окружающего мира и той действительностью, в которой он жил. Такая личность сама по себе органично подходила к представлениям художника об идеальном человеке. Поэтому так естественно, что мастерство живописца, его колористический дар непринужденно соединялись на полотне с внутренней характеристикой модели.
Граф-гуманист Кастильоне изображен в зрелом возрасте. На портрете на нем тяжелые одежды и модная шляпа, прикрывающая зарождающуюся лысину. Одежда преимущественно темного цвета: таков был и вкус самого Кастильоне (из трех основных здесь тонов - черного, серого и белого - Рафаэль создает исключительно богатую красочную гамму). Его лицо спокойно и приветливо, взгляд умный и одухотворенный.
В лице Кастильоне - понимание мира и людей. Приветливость неуловимо соединена с легкой грустью и раздумьем... Перед нами человек и очарованный бытием, и бытие с сожалением проницающий. Есть в нем что-то от мудреца, от ведуна, от доброго мага...
Взгляд Кастильоне спокойно обращен к зрителям. Может даже показаться, что в нем заметны некоторая вялость и застылость, но это ощущение тут же проходит, когда видишь тонкие, как бы до мельчайших деталей отточенные черты лица, которые могут быть присущи только деятельному и достаточно энергичному человеку.
Фигура Кастильоне собрана, очерчена замкнутой линией, огибающей плечи, руки, соединенные в ладонях между собой. Таким же кругом представляется объем головы с мягкой шляпой, которая подчеркивает рельефную моделировку и лицо. На нем и сосредоточена основное внимание художника. Нежнейшая не уловимая серебристая гамма тонов объединяет черные, коричневые, серые, зеленоватые и белые цвета одежды. Цвет мерцает и переливается в перламутровых отливах наряда Кастильоне, нигде не раздражая глаз диссонансами и небрежными контрастами.
Создавая портрет Бальдассаре Кастильоне Рафаэль материализовал в реальном образе идеал совершенного человека эпохи Возрождения. В портрете отвлеченное понятие идеала, раскрытое в образе конкретного человека выступает в неразрывном гармоническом единстве, составляя законченность, глубину и силу реалистического искусства Рафаэля.
Портреты Рафаэля явились в определенной мере изобразительным выражением философского понимания человека в эпоху Высокого Возрождения, сконцентрировав в себе художественное воплощение ренессансных идеалов личности.
Энгр говорил, что Рафаэль писал людей добрыми и честными. «Портрет графа Бальдассаре Кастильоне» называли идеалом целой эпохи. «Красота изливается как луч солнца на все сотворенные вещи... Можно сказать, что хорошее и красивое некоторым образом одно и то же». Наверное, Рафаэль был согласен с этими словами Кастильоне, гуманиста и писателя, чье имя в Италии начала XVI века было синонимом обаяния, эрудиции, взыскательного художественного вкуса. Рафаэль знал Кастильоне с юности, они дружили, переписывались, граф проводил художника в последний путь и написал одну из эпитафий.