Рафаэль Санти (1483-1520)  / www.RafaelSanti.ru

... главная страница
... карта сайта
...контакты



Раннее творчество Рафаэля
(до 1504)

Первый флорентийский период
(1505-1506)

Умбрийский период
(1505-1508)

Второй флорентийский период
(1507-1508)

Римский период
(1508-1520)

"Преображение" (1518-1520)

Преображение. Рафаэль. 1518-1520 гг. Рим, Ватиканская пинакотека. "Преображение" (1518-1520), находящееся теперь в Ватиканской пинакотеке, было заказано Рафаэлю в 1517 г. Джулио Медичи для собора в Нарбонне. Рафаэль начал писать его не раньше июля 1518 г. и закончить не успел. Нижняя часть картины была дописана учениками и помощниками - главным образом Джулио Романо, который получил за нее плату в 1522 г.

"А для Джулио деи Медичи, кардинала и вице-канцлера, он написал на дереве Преображение Христа, которое предназначалось к отправке во Францию и над которым он непрерывно собственноручно работал, доведя его до предельного совершенства. В этой истории он изобразил Христа, преображенного на горе Фавор, у подножия которой его ожидают одиннадцать учеников. Туда привели одержимого отрока с тем, чтобы сойдя с горы, Христос его освободил. В отроке же, который, судорожно вытянувшись всем телом, кричит и закатывает глаза, мы видим всю муку, глубоко проникшую в его плоть, в его жилы и в его кровь, зараженные нечистой силой, и мертвенную бледность этого тела с его вымученными и испуганными движениями. Фигуру эту поддерживает старик, который не побоялся ее обнять и, широко раскрыв глаза с бликами на их зрачках, высоко поднял брови и сморщил лоб, выражая этим одновременно и силу духа своего, и обуявший его страх, а судя по пристальному взгляду, обращенному им на апостолов, кажется, что он, в надежде на них, сам себя ободряет. Есть там и одна женщина в числе многих других, которая, будучи главной фигурой на этой картине, стоит на коленях впереди всех остальных и, повернув к ним голову, протягивает руки к бесноватому, как бы указуя на его страдания. Апостолы же, кто стоя, кто сидя, а кто склонив колена, проявляют величайшее сочувствие к его беде.

И действительно, Рафаэль написал в этой вещи фигуры и головы, которые, не говоря об их исключительной красоте, настолько необычны, разнообразны и прекрасны, что, согласно единодушному мнению художников, это - самое прославленное, самое прекрасное и самое божественное произведение из всех, когда-либо им созданных. Так всякий, кто захочет представить себе и изобразить в живописи божественное преображение Христа, пусть посмотрит на это произведение, на котором Рафаэль представил Христа, парящего над вершиной этой горы и растворенного в прозрачном воздухе, а по сторонам его Моисея и Илью, которые, освещенные ослепительным сиянием, оживают в свете, от него исходящем. А на земле под ними распростерты Петр, Яков и Иоанн, лежащие в различных и прекрасных положениях: кто склонил голову к земле, а кто, затенив очи руками, защищается от лучей и непомерного блеска, окружающего фигуру Христа, который, облаченный в белоснежные одеяния, распростерший руки и воздевший чело, словно являет собою единосущность и божественную природу всех трех лиц святой Троицы, сосредоточенных в одном лице великим совершенством искусства Рафаэля. И кажется, что художник настолько отождествил себя с собственным своим мастерством, обнаружив в лике Христа все дерзание и всю силу своего искусства, что, закончив его как последнее, что ему было завещано, он потому больше и не прикасался к своим кистям, когда его постигла смерть" (Вазари).

Рафаэль приступил к работе над созданием "Преображения" в 1518 году. Он сам написал картину, не прибегая к помощи многочисленных учеников. Внезапная лихорадка унесла жизнь великого художника и, в тот же месяц, в какие за 37 лет до этого родился Рафаэль, Рим оплакивал своего любимца. Работа была закончена им перед самой своей смертью 6 апреля 1520 года. Тело художника было выставлено в Пантеоне вместе с только что завершенной картиной (говорили, что голову Христа он написал непосредственно накануне своей кончины).

Человеческое восприятие и отношение к Божественному является темой этого в высшей степени драматического произведения Рафаэля. В нем художник объединил два рассказа, следующие в Евангелиях от Матфея, Марка и Луки непосредственно друг за другом.

Тексты трех евангелистов сохранили рассказ о явлении Преображения: Евангелие от Луки 9:28-36; от Матфея 17:1-7; от Марка 9:2-9.

После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться. когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним. И когда они отходили от Него, сказал Петр Иисусу: Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, - не зная, что говорил. Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте. Когда был глас сей, остался Иисус один. И они умолчали, и никому не говорили в те дни о том, что видели.

В нижней части изображена сцена, в которой апостолы сталкиваются с бесноватым юношей и осознают свое бессилие.

В следующий же день, когда они сошли с горы, встретило Его много народа. Вдруг некто из народа воскликнул: Учитель! умоляю Тебя взглянуть на сына моего, он один у меня: его схватывает дух, и он внезапно вскрикивает, и терзает его, так что он испускает пену; и насилу отступает от него, измучив его. Я просил учеников Твоих изгнать его, и они не могли. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами и буду терпеть вас? приведи сюда сына твоего. Когда же тот еще шел, бес поверг его и стал бить; но Иисус запретил нечистому духу, и исцелил отрока, и отдал его отцу его. И все удивлялись величию Божию.

Евангелие от Луки 9:37-43; от Матфея 17:14-18; от Марка 9:14-27.

Исцеление, как физическое, так и духовное может принести только Христос, чье Божественное происхождение подтверждается Преображением.

предыдущая / главная страница





 

Учеба у Перуджино. Раннее творчество Рафаэля

Алтарный образ "Коронование Блаженного Николая Толентинского"

Алтарный образ "Мондское Распятие"

"Алтарь Одди"

"Алтарь семейства Колонна"

... все статьи раздела

Первый флорентийский период
Флоренция - место взлета таланта Рафаэля

Флорентийские Мадонны

Святое Семейство

... все статьи раздела

Произведения, созданные в городах Умбрии

Второй флорентийский период

Ранние портреты

"Святая Екатерина Александрийская"

... все статьи раздела

Римский период творчества Рафаэля

Станцы Ватикана

Гобелены по эскизам Рафаэля

Фрески виллы Фарнезина

"Мадонны чистый образец..."

Портреты зрелой поры Рафаэля

Вместе с Браманте

Ученики и помощники в великих замыслах Рафаэля Санти

Крайний рубеж творчества

"Преображение"

... все статьи раздела

 
     
 

© Все права сохранены. RafaelSanti.ru