Рафаэль Санти (1483-1520)  / www.RafaelSanti.ru

... главная страница
... карта сайта
...контакты



Раннее творчество Рафаэля
(до 1504)

Первый флорентийский период
(1505-1506)

Умбрийский период
(1505-1508)

Второй флорентийский период
(1507-1508)

Римский период
(1508-1520)

Произведения, созданные в городах Умбрии (1505-1508)

С 1504 г Рафаэль жил во Флоренции, но при этом постоянно бывал в других городах Умбрии, и, заключая в 1505 году контракт на картину для Монтелюче, заявляет, что его можно найти в Перудже, Ассизи, Губбио, Риме, Сиене, Флоренции, Урбино и Венеции.

Особенно прочными остаются узы, издавна связывавшие художника с Перуджей (где опорой ему была мастерская Перуджино или кого-нибудь из собратьев по учению) и Урбино, где, возможно, еще не закрылась отцовская мастерская.

Судя по документам, в 1505 году он дважды приезжал в Перуджу и, вероятно, тогда были написана алтарныая картина "Пала Ансидеи" - для капеллы Ансидеи в Сан Фьоренцо деи Сервити, а также картину "Мадонна с безбородым Иосифом" (1506 г., Эрмитаж). Возможно, и алтарный образ, созданный по заказу монастыря Сант-Антонио "Пала Колонна", был закончен в то время, когда Рафаэль уже переехал во Флоренцию, но продолжал посещать Перуджу.

"Мадонна Ансидеи" была написана двадцатидвухлетним мастером в Перудже, только что возвратившимся из Флоренции. Вероятно, из желания угодить покровительствовавшему ему семейству Ансидеи, он написал это произведение сколее в манере Перуджино. Картина была приобретена Лондонской Национальной галереей в 1885 г. у герцога Мальборо за 70000 фунтов.

"После этих работ Рафаэль, уладив свои дела, вернулся снова в Перуджу, где он написал в церкви братьев сервитов на доске, находящейся в капелле семейства Ансидеи, Св. Иоанна Крестителя и Св. Николая, а в Сан Северо, небольшом монастыре камальдульского ордена в том же городе, а именно в капелле Богоматери, он выполнил фреской Христа во славе и Бога-Отца в окружении ангелов и шести сидящих святых по три с каждой стороны: Св. Бенедикта, Св. Ромуальда, Св. Лаврентия, Св. Иеронима, Св. Мавра и Св. Плацидия. Произведение это, почитавшееся в то время прекрасным образцом фресковой живописи, Рафаэль подписал своим именем большими и очень хорошо видными буквами" (Вазари).

В 1507 году художник снова посещает умбрийскую столицу, чтобы написать "Пала Бальони" ("Снятие с креста", или "Положение во гроб") - алтарный образ для церкви Сан Франческо аль Прато. Семейство Бальони было злейшим политическим врагом другого Одди, для которых ранее Рафаэль написал алтарный образ "Коронование Богоматери".

Вазари пишет: "Не умолчу я и о том, что к тому времени стало очевидным, насколько Рафаэль, побывав во Флоренции и повидав многие произведения искусства, в том числе произведения выдающихся мастеров, изменил и украсил свою манеру, которая отныне уже ничего не имела общего с его прежней манерой, словно и та и другая были делом разных рук, в большей или меньшей степени, но все же превосходно владеющих живописью.
Еще до отъезда Рафаэля из Перуджи госпожа Аталанта Бальони попросила его, не согласится ли он написать образ для ее капеллы в церкви Сан Франческо. Не будучи в состоянии оказать ей в то время эту услугу, он обещал ей, однако, что тотчас по возвращении из Флоренции, куда он вынужден был отправиться по своим делам, он не преминет исполнить ее просьбу,
И вот, пробыв во Флоренции, где он с невероятным усердием предался изучению искусства, он сделал картон для означенной капеллы с твердым намерением при первой же возможности вернуться в Перуджу, чтобы на месте использовать его в работе...
Рафаэль был снова вызван в Перуджу, где он в первую очередь закончил в церкви Сан Франческе работу для упомянутой выше госпожи Аталанты Бальони, картон для которой был им, как уже говорилось, заготовлен еще во Флоренции. В этой божественнейшей картине усопший Христос, которого вносят в усыпальницу, выполнен так свежо и с такой любовью, что, глядя на него, кажется, что он только что написан. Создавая это произведение, Рафаэль представлял себе свое горе, испытываемое самыми близкими и любящими родственниками при погребении самого дорогого для них человека, в котором поистине заключены и благо, и честь, и опора всей семьи. Видны на картине и Богоматерь, лишившаяся чувств, и полные грации фигуры и плачущие лица всех остальных, в особенности же лицо св. Иоанна, который, скрестив руки, склоняет голову с видом, способным потрясти даже самого черствого человека и вызвать в нем сострадание. И действительно, всякий, кто примет во внимание все умение, любовь, искусство и грацию, вложенные в это произведение, имеет полное основание считать его чудом, ибо оно поражает любого зрителя выразительностью фигур, красотой их одежд и, вообще говоря, особой добротностью каждой части."

"Положение во гроб" находится теперь в римской галерее Боргезе; пределла с монохромными богословскими добродетелями Вера и Надежда в Ватиканской пинакотеке; "Бог-Отец с херувимами", выполненный помощниками Рафаэля, - в Пинакотеке Перуджи. Вся работа подписная и датирована 1507 г.

Может быть, тогда же Рафаэль начал работать над фреской "Троица" для церкви Сан Северо, законченной Перуджино в 1521 году.

Алтарь семейства Ансидеи. Фрагмент. Рафаэль. Алтарь семейства Бальони. Снятие с креста. Рафаэль.

Слева: Алтарь капеллы Ансидеи, или Мария с Младенцем, с Иоанном Крестителем и Св. Николаем. Фрагмент. Рафаэль. 1505 г. Лондон, Национальная галерея.

Справа: Алтарь семейства Бальони. Снятие с креста. Рафаэль. 1507 г. Рим, галерея Боргезе.

предыдущая / главная /  следующая страница





 

Учеба у Перуджино. Раннее творчество Рафаэля

Алтарный образ "Коронование Блаженного Николая Толентинского"

Алтарный образ "Мондское Распятие"

"Алтарь Одди"

"Алтарь семейства Колонна"

... все статьи раздела

Первый флорентийский период
Флоренция - место взлета таланта Рафаэля

Флорентийские Мадонны

Святое Семейство

... все статьи раздела

Произведения, созданные в городах Умбрии

Второй флорентийский период

Ранние портреты

"Святая Екатерина Александрийская"

... все статьи раздела

Римский период творчества Рафаэля

Станцы Ватикана

Гобелены по эскизам Рафаэля

Фрески виллы Фарнезина

"Мадонны чистый образец..."

Портреты зрелой поры Рафаэля

Вместе с Браманте

Ученики и помощники в великих замыслах Рафаэля Санти

Крайний рубеж творчества

"Преображение"

... все статьи раздела

 
     
 

© Все права сохранены. RafaelSanti.ru