Флорентийские Мадонны

Во время пребывание Рафаэля во Флоренции, наиболее «рафаэлевская» сфера творчества художника переживает самые глубокие сдвиги. Мадонны Рафаэля взрослеют, становятся содержательнее, наполняются совершенно новыми силами по-человечески сложной духовной жизни, которая была вовсе неведома его ранним, перуджинским мадоннам. Многие из наиболее известных полотен Рафаэля с изображением Мадонны с младенцем относятся именно к этому периоду,

Содержанием его искусства остается лирическая тема светлой материнской любви, которой Рафаэль придает особую значительность. Она получает более зрелое выражение в картинах, написанных примерно в те же годы -

1504-1506

"Мадонна дель Грандука" (1504, Флоренция, галерея Питти),

"Малая Мадонна Каупера" (1504-1505, Национальная галерея, Вашингтон)

"Мадонна Террануова" (1504-1505, Государственный музей, Берлин)

"Мадонна на лугу", или "Мадонна в зелени", или "Бельведерская Мадонна", или "Мадонна дель Прато" (1506, Художественно-исторический музей, Вена), предназначалась Таддео Таддеи, близкому другу художника, который, по словам Вазари, "всегда хотел видеть его в своем доме и за своим столом",

1507-1508

"Мадонна со щегленком", или "Мадонна дель Карделлино" (1507, Флоренция, Уффици), предназначалась Лоренцо Нази,

"Прекрасная садовница", или "Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем" (1507-1508, Париж, Лувр), предназначалась, вероятно, сиенцу Филиппо Сергарди,

"Мадона Бальдаччино", или "Мадонна под балдахином", (1507-1508, Палаццо Питти, Флоренция)

менее известные:

"Большая Мадонна Каупера" (1508, Национальная галерея, Вашингтон),

"Мадонна Темпи" (1507-1508, Старая пинакотека, Мюнхен),

"Мадонна Эстерхази", или "Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем"(1508, Музей изобразительных искусств, Будапешт),

"Бриджуотерская Мадонна" (1507, Национальная галерея, Эдинбург),

"Мадонна с безбородым Иосифом" (1506, Эрмитаж, Санкт-Петербург).

А. Бенуа определил эти вариации как "чарующие живописные сонеты". Все они возвышают и идеализируют человека, воспевают красоту, гармонию и изящество. Они отмеченные новыми, более сложными композиционными исканиями и высоким мастерством, идущим от четкой живописной традиции флорентийской школы. В их прекрасных образах вылилась душа молодого Рафаэля.

Плавность линий, ясность колористических отношений, четкость композиционных решений, естественность поз и жестов, красота идеального лица Мадонны подчеркивают возвышенную поэтичность этих картин. В композициях, развивающих тему Мадонны с Младенцем и маленьким Иоанном Крестителем, Рафаэль ориентируется на пирамидальную схему, используемую Леонардо.

Санцио легко влился во флорентийскую жизнь благодаря хорошим манерам, врожденной обходительности и деликатности, в дальнейшем сделавшим его отличным придворным. Будучи чужеземцем и потенциальным конкурентом флорентийских художников, он подружился со многими из них настолько, что был приглашен участвовать в "зимних вечерах" в мастерской архитектора Баччо д'Аньоло, где встречался цвет художественной элиты города. Рафаэль обзавелся друзьями и среди литераторов, музыкантов, деловых людей, влиятельных представителей крупной буржуазии, для которых написаны им столь же обворожительные, сколь и знаменитые картины, - те самые "милые мадонны" , что пленяли английских путешественников, и в частности поэта Роберта Браунинга.

Мадонна на лугу, или Мадонна в зелени. Рафаэль. 1506. Вена, Художественно-исторический музей Прекрасная садовница. Мария с младенцем и Иоанном Крестителем. Рафаэль. 1507 г. Париж. Лувр
Слева: Мадонна на лугу, или Мадонна в зелени. Рафаэль. 1506. Вена, Художественно-исторический музей
Справа: Прекрасная садовница. Мария с младенцем и Иоанном Крестителем. Рафаэль. 1507 г. Париж. Лувр