"Коронование Богоматери", или "Алтарь Одди" (1502-1503)

Молва о таланте молодого художника распространялась. На протяжении десяти лет слава Перуджино стала тускнеть в лучах восходящей звезды его бывшего ученика.

Из ранних работ Рафаэля на религиозную тематику привлекает внимание "Алтарь Одди" (1502-1503 г. Ватикан, Пинакотека), снискавший громкий успех. Первоначально алтарный образ находился в капелле Маддалены дельи Одди церкви Сан Франческа в Перуджи. Примечательно, что некоторое время Рафаэль будет работать по заказу семьи Бальони, злейших политических врагов Одди.

В том же 1503 году, когда алтаный образ занял свое место в капелле семьи Одди, настоятельница монастыря Монтелуче, увидев картину, заказала еще одну на тот же сюжет этому "лучшему из мастеров, которого порекомендовало большинство горожан [...], знакомых с его произведениями". Правда, сестрам пришлось подождать до 21 июня 1525 года, чтобы увидеть свою картину, выполненную уже не Санцио, к тому времени покойным, но его учениками.

На центральной панели находится сцена "Коронование Богоматери", на пределле изображены сцены, в каждой присутствует фигура Богоматери, облаченная в традиционный синий плащ:

"Благовещение"

"Введение во Храм"

"Поклонение Волхвов"

Благовещение. Сцена Алтаря Одди. Рафаэль. 1502-1503 гг. Ватикан, Пинакотека Введение во Храм. Сцена Алтаря Одди. Рафаэль. 1502-1503 гг. Ватикан, Пинакотека Поклонение Волхвов. Сцена Алтаря Одди. Рафаэль. 1502-1503 гг. Ватикан, Пинакотека

Если сравнить верхнюю часть "Коронование Богоматери" Рафаэля, можно увидеть заимствования из произведения Перуджино "Вознесение Богоматери". Однако жесткое композиционное решение алтарного образа и пределлы вместе с тщательной прописанностью лиц свидетельствуют о том, что ученик постепенно превосходит манеру учителя. Почти буквальное подражание было лишь преходящей фазой, тогда как постоянными приобретениями для его искусства остались великий урок воздушной перспективы, уже в этих ранних работах просматривается отпечаток первых посещений Рима и Флоренции. Вероятно, Рафаэль, желая познать мир и расширить свои горизонты, еще в ранние годы путешествовал за пределами Умбрии и Марке и побывал в Венеции, Падуе, Флоренции, Орвьето и даже в Риме.

В 1502 г. Перуджино вернулся во Флоренцию, а Рафаэль, вероятно, вступил в штат помощников Пинтуриккио. По словам Вазари, замечательная возможность была предоставлена ему другом Пинтуриккьо, который, "зная его как великолепного рисовальщика" (Вазари), взял его с собой в Сиену, где должен был расписать прилегающую к собору библиотеку сюжетами гуманиста Энег Сильвио Пикколомини, и Рафаэль сделал рисунки для фресок Пинтуриккьо в библиотеке Пикколомини в Cиeнe, и к картинам "Встреча Фридриха III с Элеонорой Португальской" (ныне в коллекции Баль дески в Сиене) и "Отъезд на Базельский Совет" (галерея Уффици).

В опровержение этого сообщения Вазари исследователи приводят тот факт, что в это время Рафаэль написал своих первых мадонн, в т.ч. "Мадонну Конестабиле", во многом напоминающую картину Перуджино "Мадонна с гранатом", и две картины, находящаяся в берлинском музее.

Коронование Богоматери. Рафаэль Вознесение Богоматери. Перуджино
Слева: Коронование Богоматери. Сцена Алтаря Одди. Рафаэль. 1502-1503 гг. Ватикан, Пинакотека.
Справа: Вознесение Богоматери. Перуджино. Ок. 1506 г. Церковь Сантиссима Аннунциата, Флоренция.