Рафаэль Санти (1483-1520)  / www.RafaelSanti.ru

... главная страница
... карта сайта
...контакты



Раннее творчество Рафаэля
(до 1504)

Первый флорентийский период
(1505-1506)

Умбрийский период
(1505-1508)

Второй флорентийский период
(1507-1508)

Римский период
(1508-1520)

"Коронование Богоматери", или "Алтарь Одди" (1502-1503)

Молва о таланте молодого художника распространялась. На протяжении десяти лет слава Перуджино стала тускнеть в лучах восходящей звезды его бывшего ученика.

Из ранних работ Рафаэля на религиозную тематику привлекает внимание "Алтарь Одди" (1502-1503 г. Ватикан, Пинакотека), снискавший громкий успех. Первоначально алтарный образ находился в капелле Маддалены дельи Одди церкви Сан Франческа в Перуджи. Примечательно, что некоторое время Рафаэль будет работать по заказу семьи Бальони, злейших политических врагов Одди.

В том же 1503 году, когда алтаный образ занял свое место в капелле семьи Одди, настоятельница монастыря Монтелуче, увидев картину, заказала еще одну на тот же сюжет этому "лучшему из мастеров, которого порекомендовало большинство горожан [...], знакомых с его произведениями". Правда, сестрам пришлось подождать до 21 июня 1525 года, чтобы увидеть свою картину, выполненную уже не Санцио, к тому времени покойным, но его учениками.

На центральной панели находится сцена "Коронование Богоматери", на пределле изображены сцены, в каждой присутствует фигура Богоматери, облаченная в традиционный синий плащ:
- "Благовещение",
- "Введение во Храм",
- "Поклонение Волхвов".

Благовещение. Сцена Алтаря Одди. Рафаэль. 1502-1503 гг. Ватикан, Пинакотека   Введение во Храм. Сцена Алтаря Одди. Рафаэль. 1502-1503 гг. Ватикан, Пинакотека   Поклонение Волхвов. Сцена Алтаря Одди. Рафаэль. 1502-1503 гг. Ватикан, Пинакотека

Если сравнить верхнюю часть "Коронование Богоматери" Рафаэля, можно увидеть заимствования из произведения Перуджино "Вознесение Богоматери". Однако жесткое композиционное решение алтарного образа и пределлы вместе с тщательной прописанностью лиц свидетельствуют о том, что ученик постепенно превосходит манеру учителя. Почти буквальное подражание было лишь преходящей фазой, тогда как постоянными приобретениями для его искусства остались великий урок воздушной перспективы, уже в этих ранних работах просматривается отпечаток первых посещений Рима и Флоренции. Вероятно, Рафаэль, желая познать мир и расширить свои горизонты, еще в ранние годы путешествовал за пределами Умбрии и Марке и побывал в Венеции, Падуе, Флоренции, Орвьето и даже в Риме.

В 1502 г. Перуджино вернулся во Флоренцию, а Рафаэль, вероятно, вступил в штат помощников Пинтуриккио. По словам Вазари, замечательная возможность была предоставлена ему другом Пинтуриккьо, который, "зная его как великолепного рисовальщика" (Вазари), взял его с собой в Сиену, где должен был расписать прилегающую к собору библиотеку сюжетами гуманиста Энег Сильвио Пикколомини, и Рафаэль сделал рисунки для фресок Пинтуриккьо в библиотеке Пикколомини в Cиeнe, и к картинам "Встреча Фридриха III с Элеонорой Португальской" (ныне в коллекции Баль дески в Сиене) и "Отъезд на Базельский Совет" (галерея Уффици).

В опровержение этого сообщения Вазари исследователи приводят тот факт, что в это время Рафаэль написал своих первых мадонн, в т.ч. "Мадонну Конестабиле", во многом напоминающую картину Перуджино "Мадонна с гранатом", и две картины, находящаяся в берлинском музее.

Коронование Богоматери. Рафаэль   Вознесение Богоматери. Перуджино

Слева: Коронование Богоматери. Сцена Алтаря Одди. Рафаэль. 1502-1503 гг. Ватикан, Пинакотека. Справа: Вознесение Богоматери. Перуджино. Ок. 1506 г. Церковь Сантиссима Аннунциата, Флоренция.

предыдущая / главная /  следующая страница





 

Учеба у Перуджино. Раннее творчество Рафаэля

Алтарный образ "Коронование Блаженного Николая Толентинского"

Алтарный образ "Мондское Распятие"

"Алтарь Одди"

"Алтарь семейства Колонна"

... все статьи раздела

Первый флорентийский период
Флоренция - место взлета таланта Рафаэля

Флорентийские Мадонны

Святое Семейство

... все статьи раздела

Произведения, созданные в городах Умбрии

Второй флорентийский период

Ранние портреты

"Святая Екатерина Александрийская"

... все статьи раздела

Римский период творчества Рафаэля

Станцы Ватикана

Гобелены по эскизам Рафаэля

Фрески виллы Фарнезина

"Мадонны чистый образец..."

Портреты зрелой поры Рафаэля

Вместе с Браманте

Ученики и помощники в великих замыслах Рафаэля Санти

Крайний рубеж творчества

"Преображение"

... все статьи раздела

 
     
 

© Все права сохранены. RafaelSanti.ru