"Мария на троне с Младенцем и Иоанном Крестителем в окружении святых", или "Алтарь семейства Колонна" (ок. 1504-1505)

Алтарь семейства Колонна. Мадонна со святыми. Рафаэль. Ок. 1504-1505 г. Нью-Йорк, Музей Метрополитен "Алтарь Колонна", хранящийся в музее Метрополитен, назван так по имени владельцев, которым он одно время принадлежал. Эта ранняя работа Рафаэля, созданная, как полагают, в 1504 году, когда ему был всего двадцать один год, не принадлежит к числу наиболее выдающихся произведений художника.

Алтарь экспонируется вместе с завершающей его сверху полукруглой композицией — люнетой, где изображены Бог-Отец и два ангела. Отдельно показана небольшая картина "Моление о чаше", некогда составлявшая часть пределлы — нижней части алтаря.

Центральное панно (картина написана на дереве) изображает Мадонну с Младенцем, маленьким Иоанном Крестителем и четырьмя святыми (Свв. Апостолы Петр и Павел, Екатерина Александрийская, Лючия). Торжественность алтарной композиции здесь сочетается с глубоко человечным характером образа Марии. В образах своих мадонн Рафаэль воспел возвышенный идеал эпохи Возрождения, видевшей в человеке воплощение земного совершенства и духовной красоты. Мария сидит под балдахином на богато украшенном троне. Фигурки младенца Христа и маленького Иоанна Крестителя вписываются в контуры ее плаща, усиливая впечатление материнской нежности, защиты и любви. В образах Марии и Лючии ощущается свойственная ранним произведениям Рафаэля близость к творчеству его учителя Перуджино. Однако строгий, регламентированный характер композиции, отвлеченное, идеальное начало в торжественных фигурах Петра и Павла свидетельствуют о поисках "большого" стиля. Эти изменения в творчестве Рафаэля обычно связывают с поездкой во Флоренцию, где он познакомился с работами Микеланджело и Леонардо да Винчи.

"Мадонна со святыми" хорошо сохранилась. В 1977 году была проведена реставрация картины, яркость и сочность красок отличают ее колорит: локальный желтый и красный тона одежд Петра и Павла, изысканные сочетания светло-зеленого и сиреневого в фигурах Екатерины и Лючии, сиреневый тон в одежде младенца. Фигура Марии выделена малиновым цветом платья и темно-синим — плаща, к сожалению, сильно потемневшим от времени, так что он стал почти черным. Но по-прежнему видна на его фоне мелкая россыпь орнамента в виде золотых точек, усиливающая оттенок наивной нежности и сказочной поэтичности в облике мадонны. Этот алтарный образ сразу стал известным в Италии.

По свидетельству биографа итальянских художников Вазари, он был заказан для монастыря Сант-Антонио (монастыря Св. Антония Падуанского) в Перудже. В XVII веке алтарь был продан по частям. Центральное панно вместе с люнетой вскоре попало в собрание римского семейства Колонна. В конце XIX века картина находилась в Испании, у герцога ди Кастро, и от него, через руки парижских и лондонских маршанов, в 1901 году попала к Джону Пирпонту Моргану, заплатившему за нее сто тысяч долларов. В 1916 году сын Моргана подарил ее музею. Удачей является и приобретение в 1933 году одной из картин пределлы.