Фреска Рафаэля «Пророк Исайя» (1512)

Римский период творчества Рафаэля (1508-1520)

Пророк Исайя. Фреска. Рафаэль. 1512 г. Рим, церквь Сант Агостино В Риме, работая по заказу папы Юлия над Ватиканскими станцами, Рафаэлю одновременно приходилось также выполнять множество других заказов, среди них была фреска церкви Сант-Агостино.

Фреска Рафаэля «Пророк Исайя», вероятно, послужила причной ссоры великих мастеров, столь сильно напоминает она манеру Микеланджело, что тот заподозрил Рафаэля в изучении фресок Сикстинской капеллы, в которую до официального открытия даже папу Юлия художник неохотно пускал.

Вазари пишет: «Итак, Рафаэль за эти годы приобрел в Риме большую славу. Однако хотя он владел той благородной манерой, которую все считали особенно красивой, и хотя он в этом городе и видел столько древностей и непрестанно их изучал, тем не менее он, несмотря на все это, еще не сообщал своим фигурам той мощи и того величия, как это делал впоследствии.
И вот случилось, что как раз в это время Микеланджело набросился на папу в его капелле с той бранью и с теми угрозами, о которых мы расскажем в его жизнеописании и из-за которых пришлось ему бежать во Флоренцию. А так как после этого ключ от капеллы находился у Браманте, он и показал ее Рафаэлю как своему другу, с тем чтобы Рафаэль имел возможность усвоить себе приемы Микельанджело.
Это и послужило причиной тому, что Рафаэль, увидев росписи Микеланджело, тотчас же заново переписал уже законченную им фигуру пророка Исаии, которую мы видим в Риме в церкви Сант Агостино над святой Анной работы Андреа Сансовино. В этом произведении Рафаэль под влиянием увиденных им творений Микеланджело безмерно укрупнил свою манеру, придав ей большее величие.
Недаром, когда впоследствии Микеланджело увидел эту работу Рафаэля, он сразу же догадался о том, что случилось на самом деле и что Браманте сделал это ему назло, ради пользы и славы Рафаэля».

Пророк, исполненный могуществом и спокойствием, и окружающие его путти, действительно напоминают образы Микеланджело в Сикстинской капелле. Путти Рафаэля – озорные и непосредственные, привлекают внимание зрителя к доске с надписью-посвящением, на греческом языке, в котором упоминается Св. Анна.