Картины Рафаэля - портреты Аньоло и Маддалены Дони (1506)

Первый флорентийский период Рафаэля (1504-1508)

Ранние портреты Рафаэля

На портрете Аньоло Дони (1506, галерея Питти, Флоренция) кисти Рафаэля изображен богатый торговец шерстью, живший в квартале Санта Кроче (Флоренция, 1474—1539). В 1504 году Дони женился на дочери Джованни Строцци Маддалене.

Аньоло бьл одним из самых понимающих и щедрых ценителей искусства во Флоренции начала XVI века: он был заказчиком Микеланджело («Мадонна Дони», галерея Уффици, Флоренция) и Фра Бартоломео («Святое Семейство с Иоанном Крестителем», галерея Корси-ни в Риме). «полне вероятно, в его коллекции был «Амур-Атис» Донателло (ныне в музее Барджелло но Флоренции).

«Пока Рафаэль был во Флоренции, Аньоло Дони, который был столь же скуп во всех прочих своих расходах, насколько он охотно, хотя и с еще большей осмотрительностью, тратился, будучи большим любителем, на произведения живописи и скульптуры, заказал ему свой портрет и портрет своей жены в той самой манере. Портреты эти можно видеть у его сына Джованни Баттисты в том прекрасном и весьма поместительном доме, который означенный Аньоло построил во Флоренции на Корсо деи Тинтори около Канто дельи Альберта» (Вазари).

О высоком социальном положении и редкой, рафинированной культуре, можно судить прежде всего по одежде, сочетающей изысканность и элегантность материала и покроя с отсутствием какого бы то ни было бахвальства и показного великолепия.

Писали, что «в его фигурах мы воочию видим и трепет живой плоти, и проявление духа, и биение жизни в самом мимолетном ощущении». Таков, к примеру, Аньоло Дони — остро реагирующий, умный и горделивый. Возвышая своего современника, Рафаэль в то же время давал ему точную психологическую характеристику.

Портрет Маддалены Дони, жены Аньоло (1506, галерея Питти, Флоренция) был написан в пару к портрету ее мужа. Она и величава, и торжественна, а самоуверенность превозмогает все. Знает она себе цену и очень хочет, чтобы и другие знали: с удовольствием демонстрирует золотую цепь с медальоном, осыпанным бриллиантами, и увесистый жемчужный подвесок. Властно поджаты губы, взгляд неумолимо-снисходителен. Тонкое нежное деревце пейзажа, возможно, намекает на присущие Маддалене изысканные чувства, но еще более оттеняет ее пышущее здоровьем тело.

Украшение Маддалены Строцци состоит из фигурки единорога (символ целомудрия), изумруда (чудотворные свойства), рубина (сила и процветание), сапфира (чистота) и, наконец, жемчуга (девственность). Вероятно, это украшение и есть подарок Аньоло ко дню свадьбы.

На обратной стороне портретов Дони и Маддалены Строцци сохранились два произведения неизвестного художника на мифологический сюжет: «Девкалион и Пирр» (на обороте Аньоло) и «Возрождение рода человеческого» (на обороте Маддалены).

Портрет Аньоло Дони. Рафаель Портрет Маддалены Дони, урожденной Строцци. Рафаэль
Портреты Аньоло и Маддалены Дони. Рафаэль. 1506 г. Флоренция. Палаццо Питти.