Женский портрет "Немая" (1507-1508)

Портрет дамы (Немая). Рафаэль. 1507-1508 гг. Урбино, Национальная галерея Марке. Санцио работает над позами, придает лицам выражение достойное, строгое, спокойное, иногда немного печальное, тщательно выписывает костюмы, эта тенденция проявляется на женском портрете, обычно называемом "Немая" (1507-1508 гг. Урбино, Национальная галерея Марке).

Возможно, на картине изображена Джованна Фельтриа делла Ровере, сестра герцога Урбинского Гуидобальдо да Монтефельтро, восторженная покровительница художника из Урбино.

В 1504 году эта дама собственноручно написала письмо, с которым Рафаэль представился флорентийскому гонфалоньеру.

"Немая" композиционно почти без всяких изменений следует "Моне Лизе" Леонардо да Винчи: поворот в три четверти к зрителю, полуфигура, обнаженная грудь и плечи, положение рук.

Правда, "Немая" написана на глухом фоне, что впоследствии станет правилом для портретов Рафаэля. Но самое поразительное в этом портрете – это ощущение того, что изображенная женщина действительно молчит и не может говорить, хотя никаких явных намеков художник не представляет, за исключением плотно сжатого рта.

В этом, может быть, сказалось уже то необычное искусство, о котором подробно писал Леонардо: "Живописец, знакомый с природой нервов, коротких и длинных мускулов, будет хорошо знать при движении тела, сколько нервов и какие были тому причиной, и какой мускул является причиной сокращения этого нерва, и какие жилы, обращенные в тончайшие хрящи, окружают и включают в себя названный мускул".

Вот это глубочайшие знание человеческой природы и умение передать эти знания средствами живописи и определяют тот эффект когда об изображенной с полной уверенностью можем сказать, что она – немая, ее речевой аппарат полностью бездействует. Это чувствуется по выражению лица, взгляда, губ.

В 1975 году "Немая" была похищена из герцогского дворца г. Урбино. К счастью, через год она была найдена в Швейцарии.