Картина Рафаэля «Портрет дамы с вуалью, или Донна Велата» (1516)

Римский период творчества Рафаэля (1508-1520)

Портреты зрелой поры Рафаэля

Портрет дамы под покрывалом, или Донна Велата. Рафаэль. 1516 г. Флоренция, галерея Питти Картина Рафаэля «Дама с вуалью, или Донна Велата» (1516, Флоренция, галерея Питти) - один из известнейших портретов, им созданных.

Долгое время личность красавицы под покрывалом, изображенной на картине, была окутана тайной. Вполне вероятно, что это портрет «женщины, которую он очень любил до самой смерти, и с которой он написал портрет настолько прекрасный, что она была на нем вся как живая» (Вазари).

Та же женщина позировала Рафаэлю и для так называемой «Булочницы (Форнарины)» (1515, Рим, Национальная галерея). На обоих портретах одна и та же заколка с жемчужиной прикрепляет к волосам головной убор.

Индивидуальность проступает в камерной атмосфере обоих картин. Возможно, они являются портретами Маргериты Лути, дочери пекаря из Сиены, возлюбленной Санцио, часто ему позировавшей.

Пердполагают, что Рафаэль встретил Форнарину в 1514 году, когда работал в Риме по заказу банкира Агостино Чиги над оформлением главной галереи его виллы Фарнезина. Рафаэль написал для Чиги знаменитые фрески «Три грации» и «Триумф Галатеи».

Для фрески «Амур и Психея» Рафаэль стал искать модель и наконец на берегу Тибра увидел 17-летнюю дочь пекаря Маргариту Лути. Рафаэль прозвал ее Форнарина («forno» - печь).

Художник предложил девушке поработать в качестве модели и пригласил ее к себе в студию. Так начался их роман, он продолжался шесть лет, до самой смерти мастера. Как говорят, Рафаэль выкупил дочь у отца за 3 тыс. золотых и снял для нее виллу. Считается, что именно она многие годы была музой художника и даже стала моделью для многих прекрасных мадонн мастера, в том числе и знаменитой «Сикстинской Мадонны».

После безвременной кончины великого художника Форнарина, как гласят документы, ушла в монастырь в 1520 году. По другой версии, она была насильно пострижена в монахини.