Рафаэль Санти (1483-1520)  / www.RafaelSanti.ru

... главная страница
... карта сайта
...контакты



Раннее творчество Рафаэля
(до 1504)

Первый флорентийский период
(1505-1506)

Умбрийский период
(1505-1508)

Второй флорентийский период
(1507-1508)

Римский период
(1508-1520)

Портрет графа Бальдассаре Кастильоне (1515)

Портрет графа Бальдассаре Кастильоне. Рафаэль. 1515 г. Лувр, Париж.

В 1508 году по приглашению Юлия Второго Рафаэль появляется в Риме и с тех пор до самой смерти живет в Вечном городе. Здесь портретное искусство Рафаэля достигает своих вершин.

Самый известный портрет Рафаэля – портрет Бальдассаре Кастильоне (1515, Лувр, Париж), его давнего покровителя и друга. С 1661 года он находится в коллекции Лувра и сейчас занимает одно из самых видных мест в музее. Он расположен в одном из центральных залов и висит напротив "Моны Лизы" Леонардо да Винчи. "Шедевр Рафаэля – луврский портрет графа Кастильоне, - пишет Алпатов – После мучительной загадочности Джоконды глаз отдыхает перед портретом Рафаэля, открытым взору каждого и вместе с тем возвышенно прекрасным".

Бальдассарре Кастильоне был автором знаменитого трактата "Придворный" ("Кортеджиано") и близким другом Рафаэля. Граф Бальдассаре Кастильоне – дипломат, философ, поэт. Его образ отличался среди многих ярких деятелей итальянского Возрождения не своими желаниями, необузданными страстями, гениальными способностями, а цельностью и гармоничной уравновешенностью характера, согласием между собственным пониманием окружающего мира и той действительностью, в которой он жил. Такая личность сама по себе органично подходила к представлениям художника об идеальном человеке. Поэтому так естественно, что мастерство живописца, его колористический дар непринужденно соединялись на полотне с внутренней характеристикой модели.

Граф-гуманист Кастильоне изображен в зрелом возрасте. На портрете на нем тяжелые одежды и модная шляпа, прикрывающая зарождающуюся лысину. Одежда преимущественно темного цвета: таков был и вкус самого Кастильоне (из трех основных здесь тонов - черного, серого и белого - Рафаэль создает исключительно богатую красочную гамму). Его лицо спокойно и приветливо, взгляд умный и одухотворенный.

В лице Кастильоне - понимание мира и людей. Приветливость неуловимо соединена с легкой грустью и раздумьем... Перед нами человек и очарованный бытием, и бытие с сожалением проницающий. Есть в нем что-то от мудреца, от ведуна, от доброго мага...

Взгляд Кастильоне спокойно обращен к зрителям. Может даже показаться, что в нем заметны некоторая вялость и застылость, но это ощущение тут же проходит, когда видишь тонкие, как бы до мельчайших деталей отточенные черты лица, которые могут быть присущи только деятельному и достаточно энергичному человеку.

Фигура Кастильоне собрана, очерчена замкнутой линией, огибающей плечи, руки, соединенные в ладонях между собой. Таким же кругом представляется объем головы с мягкой шляпой, которая подчеркивает рельефную моделировку и лицо. На нем и сосредоточена основное внимание художника. Нежнейшая не уловимая серебристая гамма тонов объединяет черные, коричневые, серые, зеленоватые и белые цвета одежды. Цвет мерцает и переливается в перламутровых отливах наряда Кастильоне, нигде не раздражая глаз диссонансами и небрежными контрастами.

Создавая портрет Бальдассаре Кастильоне Рафаэль материализовал в реальном образе идеал совершенного человека эпохи Возрождения. В портрете отвлеченное понятие идеала, раскрытое в образе конкретного человека выступает в неразрывном гармоническом единстве, составляя законченность, глубину и силу реалистического искусства Рафаэля.

Портреты Рафаэля явились в определенной мере изобразительным выражением философского понимания человека в эпоху Высокого Возрождения, сконцентрировав в себе художественное воплощение ренессансных идеалов личности.

Энгр говорил, что Рафаэль писал людей добрыми и честными. "Портрет графа Бальдассаре Кастильоне" называли идеалом целой эпохи. "Красота изливается как луч солнца на все сотворенные вещи... Можно сказать, что хорошее и красивое некоторым образом одно и то же". Наверное, Рафаэль был согласен с этими словами Кастильоне, гуманиста и писателя, чье имя в Италии начала XVI века было синонимом обаяния, эрудиции, взыскательного художественного вкуса. Рафаэль знал Кастильоне с юности, они дружили, переписывались, граф проводил художника в последний путь и написал одну из эпитафий.

предыдущая / главная /  следующая страница





 

Учеба у Перуджино. Раннее творчество Рафаэля

Алтарный образ "Коронование Блаженного Николая Толентинского"

Алтарный образ "Мондское Распятие"

"Алтарь Одди"

"Алтарь семейства Колонна"

... все статьи раздела

Первый флорентийский период
Флоренция - место взлета таланта Рафаэля

Флорентийские Мадонны

Святое Семейство

... все статьи раздела

Произведения, созданные в городах Умбрии

Второй флорентийский период

Ранние портреты

"Святая Екатерина Александрийская"

... все статьи раздела

Римский период творчества Рафаэля

Станцы Ватикана

Гобелены по эскизам Рафаэля

Фрески виллы Фарнезина

"Мадонны чистый образец..."

Портреты зрелой поры Рафаэля

Вместе с Браманте

Ученики и помощники в великих замыслах Рафаэля Санти

Крайний рубеж творчества

"Преображение"

... все статьи раздела

 
     
 

© Все права сохранены. RafaelSanti.ru